А речь сегодня пойдёт о раннем развитии.
Я долго рылась в сети, прежде чем нашла достаточно чёткое и понятное определение раннему развитию.
Раннее развитие — это применение специальных педагогических методов для формирования у ребёнка первых лет жизни навыков, свойственных для более позднего возраста(чтение, письмо, иностранные языки, музицирование и пр.)
Количество раноразвивающих методик и их популярность в современном обществе объяснимы. Человек с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом сегодня востребован как никогда: Сколково ждёт!
Но каждая ответственная и любящая мама ставящая своего малыша на стезю раннего развития должна тысячу раз взвесить все за и против.
Так вот, я — против. (Бдыщ-бдыщ! - первые булыжники полетели )
Как врачу мне приходилось встречаться со случаями преждевременного физического и полового развития детей. Картина весьма печальная, уродливая. Когда детский интеллект, детская психика не могут угнаться за не ко времени взрослеющим телом - это беда для родителей и трагедия для ребёнка. В современном увлечении методиками раннего развития мне видится та же трагедия, только искусственно созданная и вывернутая наизнанку: детское тело, его физиология, его несозревшие до конца функции призваны гнаться за непомерно растущим интеллектом.
Мозг малыша развивается в строгой последовательности. В первую очередь совершенствуются центры, ответственные за жизнеобеспечение(сосудодвигательный, дыхательный центры, центр терморегуляции и пр). Потом начинается развитие двигательных центров и анализаторов(слух, зрение, осязание ,обоняние). Только когда сформированы вышеназванные центры мозга, когда они стабильно функционируют, наступает пора центров высшей нервной деятельности, отвечающих за мышление, эмоциональное поведение, волю и пр. Нарушение этого порядка, путём несвоевременной активизации высшей нервной деятельности нередко приводит к нарушению в формировании более важных для здоровья систем. Психоэмоциональное напряжение, с которым ребёнок сталкивается на пути раннего развития, так же способствует формированию разного рода соматической патологии.
Итак, мой первый аргумент: раннее развитие - ранние болячки.
Идём далее.
Научить читать, если задаться целью, можно любого нормального ребёнка к 3 годам. Но будет ли это способствовать развитию адекватной познавательной деятельности, вот вопрос. В обучении чтению каждый ребёнок проходит 2 стадии: 1 - технического чтения и 2 чтение, как познавательная деятельность. 70-80% детей к 3-м годам овладевают исключительно техническим чтением, не способны осознавать и анализировать прочитанное. Тут кроется большая опасность: мама радуется и хвалится, что её кроха читает и он понимает, что достиг цели - научился читать. Но чтение в его маленькой головке ещё никак не связано с открытиями, с новой интересной информацией. Для таких детей чтение рискует на всю жизнь остаться скучной и бесполезной процедурой.
В.В.Путин не постеснялся в своей автобиографии написать, что научился читать только в 8 лет. Но чтение не просто открыло, а распахнуло ему двери в мир. Результат очевиден.
То же самое может произойти с обучением счёту, музыке, иностранному языку и прочим ранним навыкам.
Аргумент второй: нередко раннее развитие навыка бесполезно с точки зрения развития личности.
Раннее развитие требует огромных жертв со стороны мамы или близких. Основная масса методик предполагает систематические занятия или создание определённой развивающей среды. Весь семейный уклад должен быть перекроен под раннеразвиваемого. Уж что-что, а сосредоточение внимания и сил на себе малыши очень хорошо чувствуют и умело этим пользуются. Вероятность того, что раннее интеллектуальное развитие станет поводом для эгоистических проявлений очень велика.
Раннее развитие малыша выделяет его из массы сверстников, делает его особенными глазах взрослых. В дальнейшем это может привести к нарушению социальной адаптации, синдрому "белой вороны" и пр.
Аргумент третий: раннее развитие чревато трудностями в социализации ребёнка, стремление к формированию навыков и умений может заслонить формирование положительных личностных качеств.
Аргумент четвёртый заключительный: мне кажется , что идеями раннего развития маскируются родительские амбиции и спекулятивные интересы педагогов.
Только не подумайте, что я против развития вообще. Я за развитие, но за развитие своевременное. Я за то развитие, которое следует за формированием познавательных функций и навыков, а не предвосхищает их. Я считаю, что каждой здравомыслящей маме дано интуитивное понимание не только физиологических, но и психологических, и интеллектуальных потребностей малыша. И этому пониманию она должна следовать вне зависимости от сроков. Это понимание поможет маме определить, какой род занятий в данный момент полезнее малышу, какую
развивающую игрушку купить
, чтобы она не валялась без дела, а послужила развитию вашего крохи.
Я не знаю как отношусь к раннему развитию, потому что детей пока у меня нет, но захотелось рассказать одну смешную историю ))))
ОтветитьУдалитьВ 2 года я знала наизусть всю сказку "Конек-Горбунок". Нет, читать я не умела, просто очень любила большую книжку с красочными картинками и бабушка ее часто читала. Папа даже, шутки ради, пару раз с друзьями спорил, что я читать умею. Сажали меня на стульчик, давали книжку и я начинала шпарить, переворачивая в нужных местах страницы )))
Да уж, тема для дискуссии. Вопрос в том, что считать ранним, а что своевременным развитием. Кто придумал эти нормы? Може быть пора их пересмотреть? Я за раннее развитие, но с оглядкой на способности ребенка и свой здравый смысл. Принимаю из методик только то, что подходит мне и малышу. Вот сейчас мои старшие так загружаны в школе, что остается минимум времени, чтобы почитать или научить чему-то дополнительно,в основном в выходные. И если бы не занятия в годы до школы, то многое осталось бы за бортом.
ОтветитьУдалитьSolnishqo , ну во первых, спасибо, что озарила мой блог своим присутствием! Во-вторых, действительно забавная история. Но ведь родители твои не задавались целью научить тебя рассказывать эту сказку.Они не вырабатывали у тебя этот навык, как жизненно необходимый. Ключевое слово тут "сама", в соответствии с индивидуальным уровнем способностей и возможностей.
ОтветитьУдалитьМама - Вырастай! В твоём комменте сесть одно предложение, которое полностью соответствует моему отношению к ранним методикам:
ОтветитьУдалить"Принимаю из методик только то, что подходит мне и малышу"
Именно так. И понять, что подходит малышу может только мама , с её любящим сердцем и родительской интуицией. Не психолог, не педагог, не какой-нибудь инструктор, а именно мама. Ну может быть ещё бабушка.
Меня в 3 года водили в школу эстетики (кажется, так это раньше называлось), и у меня там даже английский был! К 5 классу средней школы, когда начался английский язык, я отчётливо помнила из детства 2 слова: fox и wolf (лиса и волк). Кто бы мог подумать, что я вырасту и закончу магистратуру по анлийской лингвистике! Моя мама всё моё детство занималась моим развитием, но не думаю, что оно было ранним. Скорее, своевременным. И я очень довольна результатами. К слову, читать меня научили на спец. уроках до школы, мне было 6 лет.
ОтветитьУдалитьА загружать ребёнка чрезмерно тоже не стоит. Когда ребёнок бежит с одних занятий на другие и даже поесть не успевает, уж не говоря о прогулке на свежем воздухе - то к чёрту такие занятия! Вот.
Наташа, я абсолютно с тобой согласна. Я против раннего развития ребенка. Считаю что ребенок должен идти в школу за знаниями, а не с ними. Конечно у ребенка должны быть элементарные знания согласно своему возрасту. Бывает конечно что ребенку самому интересно в пять лет научиться читать или писать , здесь не стоит отказывать, но если так хочется родителям ничего хорошего из этого не выйдет. Элементарно, если вы придете скажем в Эрмитаж в первый раз а ваш друг будет там уже в 100 раз... кому будет интересней? Ведь ребенок растет познает мир, и не стоит ускорять события. Моей дочке 6 лет и она сама меня попросила изучать английский (и откуда она узнала?), здесь пожалуйста, а специально ..нет.
ОтветитьУдалитьЯ в детстве тоже "читала"... лет 5 было... книгу про мойдодыра, пальцем водила, страницы переворачивала.... Что сказать:) любимая книга
Странно! На любом мамском форуме меня бы в клочья порвали только за одну фразу:Я против раннего развития. Я ожидала, что и здесь натолкнусь на штыки продвинутых, амбициозных мам. На самом деле блогосфера населена вполне разумными, мягкими и здравыми мамочками.Это именно тот круг, о котором я мечтала. Спасибо, девчонки!
ОтветитьУдалитьИногда это просто родительские амбиции, тут главное чувствовать своего малыша, что ему нравится, с чем интересно возиться
ОтветитьУдалитьЯ не собираюсь бросаться булыжниками, потому что тоже часто спорила с людьми по этому поводу. Современных детей куда-то гонят, совсем не дают побыть детьми. Они не успели родиться, тут же надо учить цифры по какой-то методике и т.д. Когда настя была поменьше мы пошли в местный клуб развития:"Оберег", я была в восторге, дети с мамами вместе играют в ролевые игры, никакого напряга, потом лепим, рисуем...Сейчас Оберег переехал от нашего дома. Настю мы водим в "вундеркинд", почему? да только из-за общения, она стеснительная девочка, были ситуации очень сложные. Так вот, мне не нравится там. Дети решают задачи 2-3 класса. Зачем? Куда спешить? На дом им задают кучу заданий, примеров, мы ее не заставляем, она делает по-желанию.Но ей там нравится, там друзья. Плюс, как-то организовывается она.
ОтветитьУдалитьОй, как-то сумбурно написала, непонятно, наверно. Кратко: я не за раннее развитие))
ОтветитьУдалитьДа, Наташа, камнепада не получилось!:) Вот я тоже за разумный подход в развитии ребенка. Нельзя совсем не уделять ребенку внимания и возлагать все труды по обучению на школу, но надрываться и тянуть жилы из себя и из ребенка - ради чего? - на мой взгляд, не стоит. Надо жить спокойно и внимательно наблюдать за ребенком, что ему нравится, к чему есть способности, их и развивать по мере возможностей.
ОтветитьУдалитьВпрочем, это все еще зависит от жизни семьи. Многие люди очень благодарны своим родителям, что те дали им в жизни всего попробовать: и балет, и лыжи, и шахматы, и музыку, и теннис...
А кому-то так много не надо. Все от склада характера еще зависит, а?
Я ни за , ни против раннего развития. Мне все равно, я знаю, что каждый родитель издевается над своим ребенком так, как хочет. Для себя я считаю, что раннее развитие совершенно бессмысленно, ибо ни к чему не приводит. Один умеет читать в 4 года, другой в 8 только осваивает алфавит, а в 11-м классе они сдают одинаковые экзамены. Еще я считаю, что раньше 7-ми нет смысла отдавать ребенка в школу, ибо нервно-психическое развитие нельзя ускорить никакими занятиями по мудрым учебникам, а маленький ребенок будет неуютно чувствовать себя среди более старших одноклассников.
ОтветитьУдалитьИМХО, развивать ребенка можно и нужно в другой плоскости до школы. Рисование, пение, тренировка памяти, логики, стихи наизусть учить - пожалуйста. Но решать с дошкольником задачи второго класса - это лишнее.
Про Путина Наташа написала, а я вот Ломоносова вспомнила. Тоже неплохой пример.
Мне всегда смешно слушать "А моя Анечка в 7 месяцев уже 10 слов говорит и все буквы знает и цвета пальцем показывает". Хочется спросить: "И что? Это значит, что она в 15 станет президентом России?".
Тань! ты как всегда лаконична! У меня Ленка в 2 года цвета знала и муху-Цокотуху шпарила наизусть. Сейчас учиться совсем не хочет, проблемы одни((( Президентом точно не станет!
ОтветитьУдалитьУдивительно, но уже который раз натыкаюсь на подобные размышления о раннем развитии, которые, кстати, поддерживаю на все 100%.
ОтветитьУдалитьСогласна с каждым пунктом, и добавить нечего.
Особенно согласна со вторым аргументом о том, что раннее развитие бесполезно с точки зрения развития личности.
мне кажется, многие родители занимаются ранним развитием (как то чтение, письмо, математика и т.д.) потому, что это проще, чем развивать личность. Там есть уже свои схемы какие-то, приемы и вот - ваш двухлетний малыш считает до 20-ти! А вот рецептов, как развить личность - не найти. Тут работа только родителей. И не все готовы этим заниматься по разным причинам.
Наташа, я человек новый в блогосфере и буквально вчера открыла для себя Ваши блоги. С огромным удовольствием читала ваши статьи. Какие-то из них заставили меня задуматься, какие-то улыбнуться. Комментарии я не писала, просто наслаждалась чтением. Но мимо этой статьи просто не смогла пройти молча. И когда начала писать комментарий, меня так понесло, что родился целый пост. Надеюсь Вы не будете против, если просто оставлю здесь ссылку на него.http://mal-karandashi.blogspot.com/2011/04/blog-post_10.html
ОтветитьУдалитьЭлен,рада приветствовать вас в этом уголке сети. Сию минуту отправляюсь на ваш блог! И всем читателям рекомендую сделать то же!
ОтветитьУдалитьНаташа, прочитала Ваш пост и хочу стать Вашим первым оппонентом. Я ЗА раннее развитие обеими руками. При этом с Вашими аргументами я полностью согласна. Не согласна я с тем, что Вы называете это ранним развитием, в то время как пишите Вы о раннем обучении, а это принципиально разные вещи. Я раннеразвивающая мама и мой сын двух с половиной лет не умеет ни читать, ни считать. Он отлично говорит, имеет умопомрачительное воображение и задает бесчисленное количество вопросов обо всем на свете, т. е. огромное желание познавать. И это именно те результаты, которые я хотела получить. У меня нет никаких амбиций, я не хочу, чтобы мой сын рос вундеркиндом. Я даже не собираюсь мотивировать его получать хорошие отметки в школе, так как не считаю, что они не отражают способностей ребенка, а лишь свидетельствуют о его соответствии принятым школой шаблонам. Я хочу, чтобы он ХОТЕЛ познавать, чтобы он хотел развиваться всю жизнь, а не валялся на диване перед телеком.
ОтветитьУдалить